Термином 2018-2019 года стало выражение «омниканальность», но тогда никто еще не мог предположить, что те, кто не начнёт двигаться, внедрять и предпринимать реальные шаги в эту сторону — в 2020 не выживут.
*Омниканальность — объединение двух каналов продаж — офлайн и онлайн — в единую бизнес-модель, учитывающую сильные стороны каждого направления и направленную на максимизацию персонализированного подхода к потребителю.
К чему привели «насильная» оцифровка всего мира и меры изоляции?
Для начала весь непродуктовый офлайн ритейл был вынужден закрыть свои точки и придумывать способы пережить кризис. Продуктовый — чуть легче. Но и тут есть свои трудности.
В первую неделю все побежали к крупным интернет-агрегаторам и доставщикам, что вызвало длинные сроки сборки, низкий сервис-левел исполнения заказа и прочие проблемы, продиктованные традиционной логистикой с удаленных складов и распределительных центров. Потребитель был вынужден вернуться в супермаркет, но нервная ограничивающая обстановка, необходимость использовать защитные средства отпугивают и вызывают недовольство.
А ритейл вспомнил о концепции, придуманной и внедрённой «Tesco» и мировыми игроками ещё в 2010-х — «Dark store» — магазин без покупателей.
Мы, занимаясь проектированием и оснащением ритейла в России сегодня — как никто видим востребованность и заинтересованность именно этим форматом. В чем основные выгоды?
«Посетитель» dark store — комплектовщик, сотрудник логистики, который собирает продукты под его заказ. Нет огромного склада, паллетного хранения, есть полноценный супермаркет — с выкладкой по отделам, без рекламы, но с прозрачной и понятной навигацией. Это позволяет значительно снизить риск пересорта товара и повысить сервис-левел по исполняемым заказам.
К тому же магазины dark store находятся внутри города, занимают площади классических супермаркетов и позволяют максимально быстро исполнять заказы, что в сфере продуктов питания — ключевое.
Первыми в России развивать формат dark store начал «Перекрёсток» в 2018 году. Вначале X5 открыли первые магазины в Москве и Санкт-Петербурге, а в 2019 году заявили о переформатировании некоторых магазинов «Карусель» в «dark store». Докризисные целевые показатели Перекрестка были 3000 исполненных заказов в сутки.
Сейчас проектами формата «dark store» занимаются многие игроки российского рынка, разрабатывая концепции, переформатируя действующие магазины и РЦ. При этом речь не только о крупных федеральных сетях, но и некоторым локальных, развивающих формат «у дома».
Наша команда сталкивается с запросами на проектирование «dark store» формата, как отдельностоящих магазинов, так и частей действующих объектов. Среди ключевых нюансов, на которые мы обращаем внимание — это:
Подбор оборудования, обеспечивающего температурный режим хранения и транспортировки товара, а также удобство использования при сборке.
Грамотное проектирование проходов, позволяющих комплектовщикам свободно передвигаться по залу.
Расстановка товарных групп и категорий в «логике покупателя», обеспечивая прозрачность и простоту подбора и сборки товара, согласно заказам.
В отличие от классического магазина «эмоциональные» составляющие покупки — зоны кросс-продаж, яркая и необычная выкладка уступают функциональности и продуманности потоков, наглядности навигации и удобству сборщиков.
Наши специалисты готовы проконсультировать Вас и помогут спроектировать и оснастить объект формата «dark store» под нужды и задачи вашего бизнеса.
Когда определен формат и месторасположение магазина, разработан его примерный ассортимент, самое время вплотную заняться подбором будущих контрагентов.
В нашем ассортименте тысячи моделей оборудования на любой вкус, проект и бюджет. Если вам нужна помощь в выборе оборудования или консультация по оснащению, просто оставьте свои контактные данные.