Посетители магазинов не в состоянии оценить, до какой степени они подвержены воздействию скрытых средств убеждения. Сегодня мы рассмотрим можно ли повлиять на решение о покупке с помощью цветового оформления магазина?
Зачем нужен дизайн?

Цвет – составляющая часть дизайна. Поэтому для начала определим, для чего, по сути, нужен дизайн.
Дизайн – это создание предмета или организация пространства для удобства пользователя. Если мы создаем смартфон – он должен быть максимально прост и интуитивно понятен в использовании. Если нам доверили дизайн-проект кухни, каждая деталь и расположение мебели должны обеспечивать быстроту и легкость в приготовлении пищи.
О поведенческой науке
Чтобы обеспечить клиенту лучший пользовательский опыт крупнейшие компании мира вкладывают миллионы долларов в поведенческую науку, которая взаимосвязана с маркетингом, социологией и нейропсихологией. В ходе многочисленных исследований были сделаны интересные выводы и по поводу цвета:
- Цвет оказывает психологическое влияние на человека. У разных цветов свои устойчивые смысловые ассоциации и это отражается на нашем восприятии: красный спортивный автомобиль создает ощущение возбуждения, а вид синего моря успокаивает.
- Разные цвета по-разному влияют на биологические функции человека: красный повышает кровяное давление и сердечный ритм, а синий понижает кровяное давление, пульс и скорость дыхания.

Цвет влияет на восприятие и поведение человека. Если выявить в каких условиях эффект цветового воздействия срабатывает и применить знания на практике, можно увеличить продажи и повысить удовлетворенность клиента от нахождения в вашем магазине.
Познакомьтесь с 4 исследованиями о влиянии цветового оформления на покупателя.

Это важное исследование влияния цветового оформления проводилось в 1983 году под руководством Джозефа Белиццы, Айн Кроули и Рональда Хасти.
Что исследовали: как покупатели реагируют на цветовое оформление и как это цветовое оформление влияет на восприятие ассортимента.
Как проводилось исследование: для исследования было создано светло-серое помещение, где одна из стен выкрашивалась в один из пяти цветов. Использовали теплые (красный и желтый) и холодные тона (зеленый и синий), а также белый цвет, так как он часто используется в оформлении магазинов. Испытуемым нужно было зайти в помещение со складным стулом и расположиться в наиболее удобном месте напротив окрашенной стены. После того как респондент садился, ему начинали показывать слайды. Один слайд был с фасадом магазина, а пять других с фотографиями торгового зала и мебели для дома. После просмотра слайдов испытуемые заполняли анкеты.
Результаты:
- респонденты садились ближе всего к теплым тонам;
- интерьеры в теплых тонах воспринимались негативно (самое негативное восприятие у красного цвета), интерьер в белом цвете – воспринимался нейтрально, холодные тона обеспечили позитивное восприятие интерьера (синий цвет – самое позитивное восприятие);
- распределение цветов по шкале напряжения –расслабления аналогично негативному-позитивному восприятию: красный цвет воспринимался как вызывающий напряжение, синий – расслабление.
Вывод: теплые цвета помогают привлечь посетителей, но при этом ассортимент воспринимается как менее качественный, бренд с доминированием теплых цветов в интерьере вызывает меньше доверия покупателей.

Данное исследование произошло в 1992 году под руководством Джозефа Белиццы и Роберта Хайта.
Что исследовали: влияние цвета на принятие решения о покупке.
Как проводилось исследование: ученые создали вымышленный магазин, где продавались 4 внешне похожих телевизора. Они отличались по характеристикам и цене: чем лучше характеристики, тем выше цена. Телевизоры выставлялись на фоне стены красного или синего цвета. Респонденты должны были сделать выбор: принять решение о покупке сейчас или отложить на более поздний срок.
Результаты:
- синий фон побуждал выбирать более дорогие модели по сравнению с красным фоном;
- синий фон обеспечил более высокие продажи по сравнению с красным фоном.
Вывод: синий цвет способствует принятию решения о покупке, а красный отвлекает, мешая принятию решения.

Это исследование также прошло под руководством Беллиццы и Хайта в 1992 году.
Что исследовали: влияние цветового оформления на решение о покупке и взаимосвязь с ощущением удовлетворенности, контроля и акцивации.
Как проводилось исследование: в помещении нейтрального цвета респондентам демонстрировались две фотографии мебели на фоне красного или синего цвета. В исследовании оценивались впечатления испытуемых по шкале «удовольствие – активация – доминирование» и по реакции принятия или отклонения решения о покупке.
Результаты:
- синий фон положительно влиял на решение о покупке, вызывал желание посетить магазин, потратив время и деньги;
- товары на синем фоне вызвали более высокий уровень удовлетворенности у испытуемых, чем на красном;
- красный цвет не вызывал более высокий уровень активации – стимулирования к совершению покупки.
Вывод: синий цвет стимулирует продажи и связано это с более высоким уровнем удовлетворенности покупателя.

Это исследование прошло в 1990 году, им руководила Сьюзен Миддлстадт.
Что исследовали: влияет ли фоновый цвет на отношение покупателей к товарам.
Как проводилось исследование: респондентам показывали фотографии с духами, ручками и минеральной водой на синем или красном фоне с идентичной по цвету подстветкой помещения.
Результаты:
- фоновый цвет не всегда влиял на восприятие товаров;
- воздействие фонового цвета конкурировало с таким важным фактором, как свойство товара;
- во многих случаях свойство товара оказывала более высокое воздействие на выбор покупателя, чем фоновый цвет.
Вывод: влияние цветового оформления уходит на второй план, если товар требует более тщательного изучения.
Основные выводы

теплые тона привлекают больше внимания, чем холодные

теплые цвета мешают процессу принятия решения о покупке

товары на фоне холодных тонов воспринимаются позитивнее, чем теплых

соотношение цены и качества товара оценивается выше при использовании холодных цветов

цветовое оформление влияет на восприятие магазина в целом и лояльность покупателей